Дизартрия у ребенка: причины, симптомы, лечение

dizartriiaДизартрия у ребенка характеризуется серьезными нарушениями речи, которые связаны с патологией центрального отдела речевого анализатора, а также мышечными нарушениями в артикуляционном аппарате. Как правило, у ребенка возникают проблемы с произношением звуков, моторикой, у некоторых с голосом. Если своевременно не принять меры, все может закончиться анартрией, во время которой ребенок полностью перестает разговаривать. Какие причины дизартрии? Насколько она опасна? Как лечить заболевание?

Основные причины развития патологии

Довольно часто дизартрия протекает у детей с церебральным параличом. В данной ситуации центральная нервная система у ребенка поражается внутриутробно, а также в родовой и ранний период развития. Можно выделить такие факторы развития дизартрии:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Резус-конфликт.
  • Гипоксия плода.
  • Травма при родах.
  • Недоношенность.
  • Патологическая желтуха у новорожденного.
  • Серьезные хронические соматические патологии у матери.
  • Асфиксия после появления на свет.

Насколько тяжело будет протекать дизартрия зависит от тяжести ДЦП. У некоторых деток раннего возраста проблемы с речью развиваются в результате перенесенной нейроинфекции – энцефалита, менингита, а также тяжелой интоксикации организма, гидроцефалии, отита. Все перечисленные заболевания поражают центральную нервную систему.

Когда развивается дизартрия у взрослых? Расстройства речи у взрослых являются последствием травмы головы, инсульта, опухоли головного мозга, нейрохирургической операции. У некоторых больных дизартрия появляется при заболевании Паркинсона, боковом амиотрофическом склерозе, церебральном атеросклерозе, миастении, олигофрении, нейросифилисе.

Степени тяжести заболевания

Первая степень – во время обследования дефекты выявляет логопед.

Вторая степень – дефект заметен, но в общем речь является нормальной.

Третья степень – речь больного ребенка понимают только близкие люди.

Четвертая степень – даже родные люди не понимают, что говорит их ребенок. Иногда речь вовсе отсутствует.

Симптомы дизартрии

При заболевании ребенок из-за недостаточно развитых мышц языка, гортани, губ, дыхательной мускулатуры говорит нечетко, невнятно и малопонятно. Патология характеризуется комплексом разных нарушений речи.

Довольно часто повышается тонус мышц и напрягается мускулатура языка, шеи, губ, лица, в некоторых ситуациях губы плотно сомкнутые. В случае гипотонии мышц язык является вялым, губы вовсе не смыкаются, а рот постоянно приоткрыт. Также у некоторых детей повышается слюноотделение.

У каждого ребенка дизартрия проявляется по-разному, все зависит от тяжести и места поражения нервной системы:

  • Стертая дизартрия характеризуется искажением звуков.
  • Выраженная дизартрия ребенок заменяет или вовсе пропускает некоторые звуки. Речь в данном случае невнятная, медленная, невыразительная.
  • Тяжелая дизартрия характеризуется полным параличом речевых мышц.

Как правило, при патологии ребенок смягчает твердые согласные, плохо выговаривает шипящие, свистящие, иногда наблюдается дефект озвончения.

При дизартрии нарушается голос из-за:

  • Недостаточной силы – ребенок разговаривает тихо и слабо.
  • Изменения тембра – назализация, глухость.
  • Интонационных расстройств – монотонность.

Диагностика патологии

Больного ребенка обследует невролог, логопед. Чаще всего назначается:

  • Электрофизиологическое исследование – электромиография, электроэнцефалография, электронейрография.
  • МРТ головного мозга.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед оценивает речевые и неречевые нарушения. К неречевым симптомам относится: строение артикуляционного аппарата, состояние речевой и мимической мускулатуры, дыхание. Также врач обращает внимание на темп, ритм, разборчивость речи, фонематическое восприятие, лексический запас.

Методы коррекции речи

Чем раньше логопед начнет заниматься с ребенком, тем лучше. Больному требуется систематическое лечение:

  • Медикаментозная терапия.
  • Точечный массаж.
  • ЛФК.
  • Физиотерапевтические процедуры.
  • Лечебные ванны.
  • Иглоукалывание.
  • Акупрессура.
  • Гирудотерапия.
  • Сенсорная терапия.
  • Дельфинотерапия.

На логопедическом занятии специалист развивает:

  • Мелкую моторику (выполняет с больным специальную пальчиковую гимнастику).
  • Моторику речевого аппарата (ребенок проходит специальный курс гимнастики, массажа).
  • Речевое и физиологическое дыхание (дыхательные упражнения).
  • Упражнения для улучшения выразительности речи.

Профилактика и прогнозы

Чем раньше ребенком займется логопед, тем лучше. Немаловажное значение имеет педагогически-коррекционное воздействие. Полностью восстановить речь можно, если у больного стертая дизартрия. Если ребенок полностью овладеет навыками правильной речи, он сможет полноценно учиться в школе, не будет отставать от своих сверстников.

При тяжелой дизартрии можно только немного улучшить речь, но ребенку придется учиться в специальном учреждении с тяжелым нарушением речи. В данной ситуации может понадобиться помощь массажиста, логопеда, психоневролога, невролога. В случае перинатального поражения головного мозга лечить ребенка нужно уже в первый месяц жизни.

Чтобы предотвратить развитие дизартрии, необходимо беречься от нейроинфекции, токсического воздействия и травмы головного мозга.

Таким образом, к дизартрии у ребенка нужно относиться крайне серьезно. Если вы замечаете нарушения речи, обязательно обратитесь к неврологу, логопеду. На ранней стадии можно предотвратить серьезные последствия и помочь ребенку восстановить речь. К сожалению, тяжелая форма дизартрии заканчивается плачевными последствиями – ребенок может вовсе перестать говорить. Внимательно следите за развитием своего ребенка!




Метки:  | Автор:   ©
Дата публикации: 02.05.2016