Развитие детей первых лет жизни

razvitie-detey-pervyih-let-zhizniТо, как развивается, растет ребенок зависит не только от его физиологического возраста, но также и от той среды, в которой большее количество времени находится ребенок, от того, как за ним ухаживают родители и какой системы воспитания придерживаются в целом. Вы, как родитель, должны понимать, что для того, чтобы ребенок научился ползать, сидеть, ходить, говорить, оценивать происходящее вокруг него, его необходимо этому учить.

Итак, рассмотрим основные этапы двигательной активности у детей первых двух лет жизни.

Начинается развитие ребенка с примитивных двигательных навыков. Примерно с одного и до 4 месяцев ваш кроха должен научиться держать голову, лежа на животе. Затем, начинает этап сидения без поддержки родителей – в промежутке с 5 до 8 месяцев. Если малыша поддерживать за и под ручки, то в 7 месяцев он может начать ходить. Встает ребенок без помощи взрослых в 9 месяцев, а вот подняться по лестнице (сначала с помощью, потом и без) кроха может, начиная с одного годика.

Схватить погремушку, руку родителей и любой другой небольшой легкий тонкий предмет ребенок может в период своего развития с 2-х до 4-х месяцев. Если повесить перед малышом игрушку (например, мобиль над кроватью), то малыш сможет схватить предмет (увидеть и дотянуться до него) уже в 3 месяца (наиболее поздний вариант – в 5 месяцев). Переложить небольшой предмет из одной руки в другую ваш ребенок сможет в 5-7 месяцев. Вместе с вашим крохой нарисовать неведомых зверей, а точнее – каракули вы сможете, когда тому исполнится годик.

Двигательные навыки

Рассмотрим двигательные навыки ребенка.

В один месяц кроха может:

  • В беспорядочном хаотичном порядке двигать конечностями (при этом ножки, ручки у ребенка находятся в тонусе, они не расслаблены);
  • Захватить во время активных движений ручками одну руку другой;
  • Во время лежания на животе, может на несколько секунд поднять голову.

В 2 месяца ребенок держит голову.

В 3 месяца вы может держать свою кроху под мышки и тот будет неуверенно, но стоять. Если малыш лежит, а над ним крутится мобиль, то тот обязательно попытается рукой достать игрушку. Ребенок в возрасте 3 месяцев уже отчетливо все видит, может на расстоянии распознавать предметы, а также, самое главное – узнает родителей и близких родственников (если те навещают его достаточно часто).

В 4 месяца малыш может:

  • Лежа на боку, перевернуться на спину и наоборот;
  • Сидеть, при условии, что кто-то будет держать его за руки и контролировать положение тела;
  • Если положить малыша на животик, то тот сможет приподнять туловище, опираясь при этом на свои ладони;
  • Малыш с интересом в этом возрасте рассматривает свои руки;
  • Если над ним или около него будет висеть или же лежать какой-то предмет, то малыш обязательно попробует его захватить.

В 5 месяцев малыш:

  • Может перевернуться со спины на живот;
  • Когда лежит на животе, то может немного приподнять туловище и опереться на руках;
  • Может сидеть на ровной поверхности, если его придерживать за руку;
  • Кроха стоит при условии, если его держать за обе руки;
  • Перебирает ножками (как будто переступает через барьер), если малыша поддерживать за ручки;
  • Начинает ползать;
  • Может достаточно осознанно взять игрушку из рук взрослого.

В 6 месяцев ребенок:

  • Сидит без поддержки взрослых;
  • Может самостоятельно, без контроля взрослых и дополнительной поддержки перевернуться с живота на спину и наоборот;
  • Может ползать;
  • Сознательно берет игрушки, на каком бы расстоянии они не находились и играется ими, проявляя интерес.

В 7 месяцев:

  • Кроха может свободно встать на четвереньки;
  • Малыш садится на любую поверхность;
  • Если рядом с ребенком есть опора, то он может, держась за нее, встать самостоятельно;
  • Машет игрушкой в воздухе, перекладывает ее с одного места на другое.

В 8 месяцев ребенок:

  • Свободно меняет свое положение в пространстве – садится, ползает, ложится, переворачивается с одного бока на другой;
  • Ползает по твердым поверхностям;
  • Может перешагивать через небольшие барьеры (например, ему несложно будет с вашей родительской поддержкой преодолеть лестницу);
  • Если рядом есть опора, то из положения лежа/сидя встает самостоятельно;
  • Уделяет игрушкам более 10-15 минут;
  • Начинает подражать действиям, движениям взрослого человека.

В 9 месяцев:

  • Самостоятельно стоит (можно лишь немного поддерживать за руку);
  • Ползает, интересуется окружающим миром;
  • Открывает шкафы, достает вещи, стучит предметами, рассыпает крупы и т.д. (в его руках оказывается все, что попадает в поле зрения);
  • Берет пальчиками даже мелкие предметы, с интересом их рассматривает.

В 10 месяцев:

  • Укрепляет навыки ходьбы, ползанья, преодоления барьеров;
  • Может ручками похлопать, помахать «пока».

В 11 месяцев:

  • Чувствует себя уверенно во время ходьбы;
  • Может присесть;
  • Не опираясь на предметы, делает шаги, встает, передвигается.

В 12 месяцев ребенок ходит самостоятельно и достаточно свободно.

Если ребенок не выполняет какие-то из этих функций, то желательно сообщить об этом врачу-педиатру.

Как оценивать физиологическое развитие ребенка, если тот недоношен?

Развитие недоношенного ребенка в первый год его жизни определяется следующим образом:  от настоящего возраста малыша нужно отнять срок его недоношенности. Например, сейчас ребенку 5 месяцев, а родился он на 7 месяце беременности (то есть, срок недоношенности 2 месяца). Значит, мы от 5 месяцев настоящих отнимаем 2 месяца недоношенности и получаем оценку развития в настоящее время, как в 3 месяца.

Если вашему малышу уже исполнился год, начался второй, то в таком случае от настоящего возраста нужно отнять половину срока недоношенности. То есть, срок недоношенности был, к примеру 2 месяца, значит, мы от нынешнего возраста в 14 месяцев отнимаем всего лишь один месяц.

Как только ребенок достигает 2-летнего возраста, в педиатрии больше не берут поправку на недоношенность.




Метки:  | Автор:   ©
Дата публикации: 17.09.2016