Адаптация ребенка к школе

Для первоклассника поступление в школу является достаточно сложным, волнительным периодом. Все меняется – круг общения, социальная ситуация. Кроме того, повышаются требования к ребенку, у него становится больше обязанностей. Стоит обратить внимание, от того, насколько успешно адаптировался ребенок к школе, зависят его оценки, психологическое здоровье.

Возрастные особенности

Одним из популярных видов деятельности ребенка дошкольного возраста считается игра. В детском садике детки отдыхают, много играют, при этом всегда рядом воспитатель, который помогает во всем.

А вот ребенок в 6 или 7 лет переживает кризисный возраст. У него повышаются потребности в активности, самостоятельности, инициативе. Дитя начинает постепенно терять свою непосредственность, которая характерна для дошкольников. У малыша в этом возрасте начинает формироваться самооценка, без нее не существует личности.

За счет адекватной самооценке ребенок воспринимает свои черты характера. Положительная сторона, как правило, зависит от любви, воспитания в семье. В детстве малыши видят все глазами родителей, затем учителей, воспитателей.

В кризисный период ребенок становится учеником. Для него игра уходит на второй план, при этом важную роль имеет учеба. Ребенок всеми способами добивается своей независимости, переходит на вовсе другой уровень общения.

В 7 лет активно развивается внимание, память, логическое мышление. Это составляющие, указывающие на то, что школьник психологически готов идти в 1 класс.

Особенности адаптации

Стоит отметить, ребенку придется пройти сложный путь, привыкнуть к школе, к новой обстановке. Прежде всего необходимо посидеть 45 минут на уроке, а это для первоклашки сложно. На переменах нельзя баловаться, кричать, бегать. А вот дома нет времени отдыхать, потому что нужно выполнять задание. Все это требует организованности, ответственности, самостоятельности, которая не для каждого характерна.

Практически всем первоклашкам сложно привыкнуть к школе, поэтому они сильно устают, у них плохой аппетит, беспокоит головная боль. Впоследствии дитя плачет, капризничает, а некоторые из-за стресса постоянно болеют. Многие детки проявляют злобу, агрессию, вообще отказываются посещать школу, они отрицательно относятся к учебному процессу.

Основные адаптационные этапы

  • Ориентировочный. При нем ребенок бурно реагирует, его силы и возможности в режиме стресса. Дитя начинает для себя изучать новую обстановку, постоянно хочет подстроиться под нее.
  • Неустойчивый. Школьник находит для себя удобную форму поведения, реакция более спокойная.
  • Устойчивый. Ребенок знает, как реагировать на разные ситуации, при этом снижаются затраты энергии, он уже не переживает стресс.

Дезадаптация – основные причины

В первые месяцы ребенок постепенно начинает вливаться в новую жизнь. Если внимательно присмотреться, можно выделить несколько адаптационных уровней:

  • Положительный. Дитя позитивно воспринимает школу, учебу, без проблем начинает реагировать на разные требования, спокойно выполняет их. Быстро осваивается учебный материал, решает даже самые сложные задачи. Ребенок исполнителен, ответственен, самостоятелен, берет инициативу в свои руки. У него благоприятные отношения с учителями, одноклассниками, дитя уважают в классе.
  • Умеренный. Маленький ученик нормально относится к школьной обстановки, нормально справляется с материалом, когда учителя подробно все объясняют. Если его не контролировать, начинает отвлекаться. В классе нормально взаимодействует с разными ребятами. Адаптационный период – первые 6 месяцев.
  • Проблемный. Дитя негативно, равнодушно относиться к школе. Он воспринимает материал только, если ему помогает учитель. Все задания выполняет только, когда захочет, при этом не слушает, что говорят на занятиях. Кроме того, у таких деток серьезные проблемы с дисциплиной. Они агрессивно ведут себя, не уверенные в себе, тревожны. Им трудно находить общий язык с одноклассниками, в классе нет друзей. В этой ситуации лучше проконсультироваться с психологом, неврологом.

Адаптационные проблемы можно решить, если учитель внимательно, грамотно отнесется к ученику. Самое главное для любого ребенка – уважение, любовь, поддержка окружающих людей.

Рекомендации родителям

Прежде всего необходимо придерживаться таких правил:

  • Обязательно гуляйте с ребенком на свежем воздухе – около 3 часов в день.
  • Следите за режимом дня.
  • Позаботьтесь о месте для занятия. Чтобы избежать проблем со здоровьем, купите удобную мебель, все необходимые принадлежности, освещение.
  • Дитя должно отдыхать после уроков.
  • Внимательно следите за питание своего малыша. Посоветуйтесь с врачом, возможно необходимо некоторое время подавать витамины ребенку.
  • Перед сном не смотрите телевизор, не давайте играться в компьютер, планшет, иначе ребенок перевозбудится, все закончится истощением нервной системы.
  • Прививайте своему чаду правила личной гигиены, следите, чтобы оно было аккуратным, самостоятельным.

Для психологической адаптации в школе необходимо:

  • Помочь ребенку сформировать положительную самооценку. Не стоит приводить в пример других деток.
  • Обеспечьте благоприятную, психологическую атмосферу, не конфликтуйте.
  • Покажите всеми способами, что сильно любите малыша.
  • Обратите внимание на характер, темперамент ребенка.
  • Проводите как можно больше времени со своим дитем.
  • Хвалите ребенка за все достижения, уделяйте время полезным хобби.
  • Научите дитя общаться со своими сверстниками, чтобы оно могло решать разные конфликтные ситуации, приводите свои жизненные примеры.

Итак, адаптация к школе – сложный период, но вы должны поддержать свое чадо всеми способами. Если дитя будет себя хорошо чувствовать, у него не возникнет в дальнейшем проблем!



 | Автор:   ©
Дата публикации: 01.01.2018