Как мотивировать ребенка на обучение?

Один из самых часто задаваемых вопросов как к врачам, так и к педагогам – это как мотивировать своего ребенка на обучение? Причем, в условиях современного мира обучение детей начинается уже с пеленок. Они буквально в яслях изучают языки, обучаются счету, письму и чтению. И чтобы успеть за этой гонкой общественности к знаниям, необходимо правильно мотивировать ребенка к обучению.

К примеру, в Японии дети в 2 года уже прекрасно владеют скрипкой и на вопрос к их руководителю, каким образом отбираются дети для хора, тот отвечает, что никаким. То есть, он их вообще не отбирает. Детей приводят на занятия мамы, которые посчитают нужным, что их малышам в этом возрасте необходимо владеть виртуозной игрой на скрипке. Но, даже если ребенка на занятия приводит мама, то как заставить его обучаться? Ведь именно в этом возрасте дети отличаются своей подвижностью, любознательностью. Им просто не усидеть на месте, не говоря о том, чтобы держать в руках инструмент и играть на нем. Ответ японцев таков: никто и никогда не сможет заставить ребенка 2 лет чему бы то ни было. Только большинство родителей забывает об этой простой истине.

Пример из жизни

Как часто вы заставляете своего малыша сказать кому-то на прощание: «Скажи, до свидания!». И как часто ребенок не хочет выполнять это обещание. Вы им говорите: «Скажи….», а в ответ получаете молчание и ничего больше. В конце концов это начинает действовать на нервы и родитель срывается на своего ребенка. Как минимум, он скажет раздражительным тоном, как максимум – может и оплеуху дать (хотя физическое насилие над детьми не только не педагогично, но и преследуется по закону).

Почему так происходит?

Врачи-нейрофизиологи объясняют тот факт, что казалось бы вполне послушный и умный ребенок не хочет исполнять наши просьбы тем, что он (ребенок) просто переключился на другой канал. То есть, в голове у детей есть устройство, имитирующее пульт для переключения телевизионных каналов. И «включается» этот пульт в те моменты, когда родители настоятельно требуют от своего дитя сделать то-то, сказать это, не делать так….И тут даже дело не в пресловутой фразе: «В одно ухо влетает, в другое вылетает», дело в том, что детям ничего и не влетало, чтобы они что-то сказали или сделали. Как это?

Правило обучения маленьких детей: невозможно заставить ребенка изучать то, что ем не нравится. Дети должны делать исключительно то, что вызывает у них интерес. Но, этот факт не означает играть с детьми постоянно, а означает то, что с детьми нужно познавать окружающий мир. Это для них будет настоящим удовольствием.

Игра на скрипке

Вернемся к игре на скрипка от 2 летнего ребенка в Японии. Когда новый музыкант приходит записываться на занятия вместе со своей мамой, то к нему относятся с почтением, уважением. Затем, крохе дают в руки скрипку и все – на этом занятия прекращаются. Далее начинается самое интересное.

Можете ли вы представить себе маленького ребенка, который в течение некоторого времени будет наблюдать за такими же детьми, играющими на скрипке, и который бы после не сказал: «Я хочу точно также! Дайте мне скрипку, я буду повторять, я тоже так могу!».

Причем, это удивительно, но первый урок скрипки в Японии выглядит так: ребенок подходит к скрипке, берет ее, смычок, затем кланяется тем, кто есть в зале и все – он слышит аплодисменты и на этом урок заканчивается. Дети, как правило, после такого первого занятия, находятся в состоянии легкого недоумения. «Когда следующий урок? И это все? А когда я научусь играть также, как эти мальчики и девочки?». Соответственно, ребенок с нетерпением ждет следующего урока. И каждый раз он получает по небольшой порции знаний и естественно, что раз за разом он чувствует себя победителем.

Школьная и дошкольная системы обучения

В школьной и дошкольной системе обучения ребенок ожидает следующего занятия с ужасом. Ему не нравится чувствовать себя неудачником, у которого ничего не получается в сравнении с более способными и успешными в обучении детьми. А, как нам известно, в школе процесс обучения происходит на методе сравнения: ты – двоечник, а вот ты – молодец, отличник.

Тестирование детей – это плохо

Помимо всего прочего, в школах и детских садах в 95% можно столкнуться с тестированием знаний. Но, на самом деле, суть тестирования с педагогической точки зрения выявить не то, что знает ребенок, а то, чего он не знает. Суть развития ребенка в том, что они все любят познавать окружающий мир и терпеть не могут, когда их тестируют. Здесь даже срабатывает психологический фактор – вы ответили на 98 вопросов правильно, а на 2 – неправильно, в результате, именно они подчеркнуты красным цветов, а проверяющий говорит – вы ответили тут и тут неправильно.

Те, кто тестируют детей заявляют: тесты необходимы для того, чтобы выявить пробелы в знаниях и затем откорректировать их. Причем, никто не думает о том, что детям необходимо дать возможность проявить все то, что они знают. Как психологически, так и физически учителям гораздо легче указать детям на их ошибки и уже исправлять их, чем первоначально приложить все усилия, чтобы выявить существующие знания. И когда в результате такого тестирования ребенок считается отстающим, ему ставят определенную отметку, его начинают высмеивать одноклассники. А ведь работа и цель педагога в том, чтобы привить ему желание изучать и познавать этот мир, без опасения того, что ему в очередной раз поставят плохую отметку и прилюдно высмеют.

Хвалите детей

Уинстон Черчилль говорил, что он ненавидел экзамены по всем предметам. Он не понимал, почему его не тестируют по тем предметам, которые ему нравятся: истории, поэзии, письму. Но, общепринятыми предметами являются математика, языки. В итоге после получения плохой отметки пропадало желание обучаться всем остальным предметам.

Вывод: тестирование, каким бы оно не было, снижает желание и способность ребенка к обучению.

Успех – это прямой результат заинтересованности в обучении, а любая неудача – приводит к тому, что пропадает всякое желание учиться. Тоже самое относится и ко взрослому человеку: когда у него появляется первый успех, то появляется желание стремиться делать что-то дальше, а любая неудача заставляет остановиться и задуматься – зачем нужно учиться, если ничего не получается.

Резюмируем: если у вашего ребенка что-то не получается, все равно его хвалите, а если получается – хвалите еще больше. Если хотите навсегда отбить желание к обучению у детей – критикуйте их, говорите, что у него ничего не получается и никогда не получится. Иногда все, что вы можете сделать для развития вашего малыша – это говорить ему, что вы его любите, и что он у вас самый способный.


Метки:  | Автор:   ©
Дата публикации: 21.02.2017