Методика раннего развития Марии Монтессори

Современные педагоги, родители уже наслышаны о известной методике Монтессори, которая предлагает вовсе новый подход для развития дошкольников. Метод достаточно популярен, сейчас открывают специальные классы, группы, детские сады, используя основные принципы психологической, педагогической концепции. В чем преимущества метода? Помогает ли он детям? Какие недостатки имеет?

Немного истории

Мария Монтессори – итальянский доктор медицин, которой постоянно приходилось работать с необычными детьми, у которых были серьезные нарушения в деятельности мозга. Всем известно, такие проблемы приводят к отставанию в развитии, деткам тяжело адаптироваться в социуме. Поэтому врач решается открыть специальную школу для деток, чтобы заниматься с ними.

Основная задача Монтессори – создать стимулирующие условия окружающей среды, развить всесторонние навыки у ребенка, которые необходимы для дальнейшей жизни – письмо, связная речь, чтение.

Монтессори удается установить тесную связь между развитием речью и мелкой моторикой. Она специально разрабатывает комплекс упражнений для моторики, активно использует в своих классах. Затем женщине удалось разработать новую методику, предназначенную для обучения здоровых деток.

Гармоничное развитие

Мария выделяет 3 основных составляющих, которые необходимы для того, чтобы дитя полноценно развивалось:

  • Окружающая среда, в которой будут созданы условия для интенсивного развития.
  • Интерес Творца (ребенка) ко всему процессу.
  • Поддержка, направление Наставника (учителя).

Помещение для занятия должно иметь 5 тематических зон, которые необходимы для получения определенных знаний:

  • Практическая зона. Здесь дитя учится, как чистить, измельчать овощи, накрывать на стол, стирать, завязывать шнурки – то есть все навыки, необходимые для дальнейшей жизни.
  • Сенсорная зона имеет пособия, предметы, которые помогают развить сенсорные навыки – звуковое, зрительное восприятие, тактильные ощущения, обоняние.
  • Математическая зона содержит дидактические материалы, которые помогают ребенку обучиться счету, разным математическим действиям – сложению, умножению, делению, вычитанию.
  • Лингвистическая зона развивает речь, помогает обучится письму, чтению.
  • Природная зона знакомит с окружающим миром, помогает сформировать у ребенка общие понятия о культуре, Земле, разных природных явлениях. Здесь важно, чтобы использовалась наглядность – глобусы, приспособления для демонстрации силы притяжения, весы и пр. В этом уголке ребенок должен научиться работать с природным материалом – водой, песком, камнями, глиной и пр.

Особенности занятий

Обращаем ваше внимание, когда дитя оказывается в классе, он не чувствует дискомфорта, здесь нет строгости в обучении, которую любят использовать воспитатели детского сада, учителя. Дитя должно выбрать ту сферу, в которой ему интересно. Ему предоставляется свобода выбора.

Кроме того, Монтессори предусматривает воспитание малыша, чтобы он понимал, как важно уважать личное пространство других деток. Малыши развиваются не только интеллектуально, но и духовно, также приобретают навыки поведения в быту. Ребенок понимает, что такое дисциплина – убирает игрушки, не шумит, аккуратно использует все материалы. В классе могут заниматься младшие детки со старшими. Такие образом старшие становятся авторитетом, помогают младшим.

Роль наставника в процессе обучения

Здесь нет понятия – «Учитель», который строго регламентирует занятия. Наоборот, методика предусматривает свободу в выборе. При этом наставник всегда поможет каждому ребенку, если это ему нужно.

Преимущества и недостатки методики

Почему данная система стала такой популярной? Она помогает развить интеллект у дошкольников, а также навыки, за которые отвечает левая часть мозга. Это прежде всего математические способности, умение анализировать, решать логические задачи. Кроме того, отлично развивает речь.

Но!!! Методика Монтессори забывает за правое полушарие, а оно ответственное за символическое, образное мышление, фантазии, мечты. То есть вовсе не развивается творческий потенциал ребенка. Именно эти способности необходимы, чтобы человек смог реализоваться в дальнейшем в искусстве – живописи, музыке, литературе, хореографии.

Также методика запрещает детские ролевые игры – «дочки-матери», «доктор». Все это приводит к сужению эмоционального развития, не формируется эмпатия – дитя не умеет сопереживать окружающим.

Автор методики не считает обязательным, чтобы ребенок в раннем возрасте начал читать. Монтессори уверена, чтение необходимо только для получения необходимой, полезной информации. При этом чтение книги для развития умения образного мышления, фантазии, строения внутренних диалогов в методики Монтессори запрещено. Педагог уверена, что это непродуктивное времяпровождение, во время которого дитя не получает реальной информации. Монтессори считает, что эпос, фольклор, сказки описывают мир, которого не существуют – это волшебство, грезы, а они в жизни только мешают.

Внимание! Каждый человек понимает, если неуважительно относится к художественным произведениям, эмоциональный мир ребенка будет бедным. Он получит только практические навыки, информацию. Многих родителей это вполне устраивает. Просто они не задумываются о том, что возможно их дитя творческая личность, которую нужно развивать именно в этом направлении. Поэтому нужно совмещать практические умения с творчеством.

Если бы в нашем мире существовали только бытовые проблемы, он бы давно стал неинтересным, скучным. Что является украшением жизни каждого человека? Это произведения искусств – лирика, проза, музыка, искусство. Очень важно, чтобы ваше чадо, кроме практических умений, умело оценивать, воспринимать прекрасное. Поэтому лучше всего методику Монтессори совмещать с другими, которые предусматривают развития творческих способностей.


Метки:  | Автор:   ©
Дата публикации: 28.02.2017