Психологическая готовность ребенка к школе: методики диагностики

Когда ребенку нужно идти в школу, родители начинают паниковать. Первый вопрос, который появляется у них, насколько готово их чадо к школе? Как бы не было, но в школу идти нужно. Этот вопрос невозможно отложить на потом. Психологи выделяют социальную, физическую, психологическую готовность. Что касается последней составляющей, она включает волевую, интеллектуальную, личностную готовность.

В чем заключается психологическая готовность?

Кроме того, что ваше чадо должно быть готово получать новые знания, ему нужно еще привыкнуть к разным бытовым, поведенческим ситуациям, адаптироваться в коллективе.

Интеллектуальная готовность

Здесь включены такие личностные характеристики ребенка:

  • Умение запоминать.
  • Любознательность.
  • Кругозор.
  • Запас знаний, навыков.
  • Образное, логическое мышление.
  • Мелкая моторика.
  • Сенсорное развития.
  • Достаточно развиты навыки речи.

Дошкольник должен:

  • Знать свой адрес, фамилию, имя, отчество, где работают родители, все о своей семье.
  • Рассуждать, анализировать конкретные ситуации, делать конкретные выводы.
  • Правильно обобщать, систематизировать информацию. Например, груши, яблоки – фрукты.
  • Знать все времена года – часы, месяцы, последовательность, недели. Изучать окружающий мир – флору, фауну.

Эмоциональная готовность

Критерий предусматривает: ребенок будет понимать, что нужно учиться, придется делать много заданий, которые не всегда будут нравиться. Школьнику придется соблюдать режим дня, питания. Учите нормально воспринимать критику в свой адрес, не всегда учителя будут рассказывать, как вы дома, что он самый лучший. Кроме того, ваше чадо должно ставить перед собой цели, уметь их достигать, преодолевать все препятствия.

Личностная готовность

Сложнее всего ребенку адаптироваться в школе к учителям, детям. Ваше чадо должно уметь:

  • Общаться в коллективе.
  • Контактировать со взрослыми, детками.
  • Подчиняться и слушаться учителей.
  • В общении с одноклассниками всегда отстаивать свое мнение.
  • В спорной ситуации всегда находить компромисс.

Как понять родителям, что ребенок не готов к школе?

Обратите внимание на такое поведение:

  • Не слушает, постоянно перебивает.
  • Отвечает вместе с другими детками, не поднимает руки.
  • Постоянно нарушает дисциплину, у него неудовлетворительное поведение.
  • Не может высидеть 45 минут, при этом постоянно слушать взрослых.
  • Неадекватно реагирует на критику, любое замечание.
  • Школьника не интересует все, что происходит в классе.

Основные признаки интеллектуальной неготовности

Вербализм

У ребенка отлично развита речь, он имеет хорошую память, достаточный словарный запас, но не может сотрудничать с детками, взрослыми, не включается в общую работу.

Результат: школьник не может работать шаблонно, не способен соотносить свои действия и задания, у него развито одностороннее мышление.

Повышенная тревожность и страх

Некоторые дети сильно правильные, поэтому боятся ошибиться в чем-либо, совершить что-то плохо. Из-за высокого уровня тревоги, возникает комплекс неуспешности, снижается самооценка. В данной ситуации все зависит от родителей, насколько адекватны их требования, а также от учителей.

Демонстративность

Школьник требует внимания к себе, хочет, чтобы у него все заканчивалось успехом. Но в школе учителя не всегда хвалят, поэтому возникают проблемы.

Тесты для проверки готовности к школе

На сегодняшний день разработано достаточно популярных методик, которые указывают, насколько готов ребенок адаптироваться к новым условиям. С их помощью можно определить уровень развития школьника.

Тест Керна-Йирасека

С его помощью можно проверить зрительное восприятие ребенка, а также насколько развита у него моторика. Он должен нарисовать фигуру по памяти, срисовать группы точек, письменные буквы. Затем подсчитываются результаты.

Метод Цеханской

Проверка дает возможность узнать, насколько сформированы у ребенка умения слушать и подчиняться другим. В три ряда расположены фигуры: посередине круги, внизу – квадраты, а вверху – треугольники. Дошкольник должен нарисовать узор, при этом соединить треугольник с квадратом, согласно инструкции, которую диктует педагог. Если ребенок придерживался всех рекомендаций, это хорошо, у него не возникнет проблем с учителями.

Рисуем по точкам (метод Венгера)

С помощью этой методики можно определить, как будет реагировать дошкольник на требования, сможет ли выполнять задания по образцу, воспринимать на слух. Ему нужно соединить точки по конкретному правилу. Если он это сделал точно, без единого нарушения, это будущий отличник.

Метод Гуткиной

Проверка психологической готовности дошкольника. Она дает возможность узнать о всех составляющих развития: речевом, произвольном, интеллектуальном, мотивационно-потребностном.

Мотивационная сфера

Используется метод беседы, чтобы выявить внутреннюю позицию будущего школьника. Ребенка приглашают в игровую комнату, где он слушает новую сказку. Специально на самом интересном месте учитель останавливается и предлагает сделать выбор: поиграть или послушать дальше сказку. Если у ребенка познавательный интерес, он остановит свой выбор на сказке, а игровой – конечно же, на игрушке.

Интеллектуальная сфера

Применяется интересная методика «Сапожки», чтобы определить логическое мышление. Также может быть использован метод «звуковых пряток», «домик», «да и нет».

Метод Дембо-Рубинштейн

Тест дает возможность проверить самооценку ребенка. Ребенку дается нарисованная лесенка, на ней он должен нарисовать друзей. Сверху нужно нарисовать положительных, хороших деток, а внизу с плохим поведением. Затем дошкольник должен определиться, где его место на этой лесенке.

Таким образом, подготовка в школе является очень серьезным этапом. Если вы не представляете свое дитя школьником, заранее решите эту проблему. Сейчас очень много разных дошкольных учреждений, кроме детского садика, в котором помогут адаптироваться к школе. Удачи вам!



Метки:  | Автор:   ©
Дата публикации: 23.01.2017