Сенсорное развитие детей раннего возраста

Родители очень сильно волнуются: не отстает ли их ребенок в развитии? Чтобы успокоиться, нужно знать о том, что должно уметь делать дитя в определенном возрасте. Современная детская психология и педагогика разрабатывает большое количество интересных методов, которые гармонично развивают малыша. Одним из таких является сенсорное развитие. В чем заключается особенность данной методики? Как ее правильно использовать?

Для маленьких деток (до 1 года) особое значение имеет психомоторное развитие. А вот после года можно переходить к сенсорике. Стоит отметить, направление изучается не только психологами, но и воспитателями детского сада.

Что представляет собой сенсорика?

О сенсорном восприятии говорят, когда человек о конкретном явлении, предмете получает новые знания через анализ, личное восприятие, пережитые эмоции. С помощью такого восприятия можно помочь малышу изучить мир.

За счет анализа, первого опыта он быстро освоит величину, формы предмета, будет знать о разных запахах, цветах, звуках. После появления на свет у ребенка уже запущены некоторые сенсорные механизмы. Он может легко распознать материнский запах, ощущает ее тепло. В этом случае уже включается осязание.

Особенно важным для дитя является первый месяц жизни. В это время функционируют все 5 сенсорных систем:

  • Вкус.
  • Обоняние.
  • Слух.
  • Осязание.
  • Зрение.

Затем ребенок начинает активно использовать сенсорное восприятие, воображение, память, логически мыслит. Только эти навыки обязательно нужно постоянно развивать, с их помощью ребенку будет легче учиться.

Особенности сенсорного развития у дошкольников

Отмечаем, сенсорное развитие малыша имеет огромную роль для гармоничного воспитания, роста. Именно в первый год жизни малышу приходится сталкиваться с разными проблемами, изучать массу разной информации.

Взрослый воспринимает игрушечного мишку как коричневое, пушистое существо, имеющие 4 лапки, 2 уха. Ребенок еще всего этого не знает. Задача родителей – помочь разобраться малышу, что к чему. У каждого дитя должна быть сформирована своя личная система сенсорного восприятия мира:

  • Представление о цветах: фиолетовый, зеленый, черный, синий.
  • Основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  • Относительные величины: средняя, большая и маленькая.

Этапе сенсорного познания

Двухгодовалый ребенок должен уже освоить такие навыки:

  • Отлично ориентироваться в цветовой палитре, уметь различать около 4 цветов, распределять предметы, имеющие одинаковый цвет.
  • Сам собирать пирамидку из 4 деталей. Все элементы должны отличаться цветом, размером.
  • Уверенно рисовать карандашом округлые линии, круги. Может спокойно рассказать о том, что нарисовал.

С 2-3 лет дитя должно уметь уже намного больше:

  • Различать и называть 6 цветов.
  • Определять размеры предметов – средний, маленький, большой.
  • Быстро собирать пирамиду из 8 элементов.
  • Собирать пазлы (из 8 картинок).
  • Знать, что такое шарик, куб, кирпич.
  • Сортировать предметы по одинаковым характеристикам: размеру, форме, цвету.

Индивидуальный подход к сенсорному развитию

Помните, каждый ребенок индивидуально воспринимает информацию. Нельзя обучать через силу, заставлять дитя заниматься. Только то принесет пользу, от чего малыш будет получать удовольствие.

Для дошкольников лучше использовать игровую форму. Можно для каждой сенсорной системы – слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса использовать определенный комплекс упражнений.

Игры для тренировки сенсорики

Фольга

Отрежьте малышу небольшой кусок фольги. Он должен помять ее, затем разгладить. Когда сминаете фольгу, шуршите ею, спрашивайте у ребенка, что напоминает звук.

Сушеная фасоль, каштаны, крупы

За счет использования разных форм предметов, ваш малыш начнет фантазировать. Только вы обязательно должны обсуждать с ним его ощущения. Можно потренироваться определять размер. Пусть ребенок сравнит фасоль и крупу.

Вода и песок

Летом хорошо, если ребенок будет как можно больше времени гулять в песочнице, используя воду. Например, может лепить что-то. Зимой песок можно заменить манкой. Разбавьте манку водой, пусть ребенок полученную смесь размешивает рукой.

Поймай зверя

С помощью упражнения можно развивать тактильные ощущения. Ребенок должен закрыть глаза. Вы в это время берете игрушку и проводите по его телу. Он должен сказать, по чем именно пробежал зверек – по спине, ноге или шее.

Мешочек-секрет

Рассортируйте крупу, фасоль, макароны, бусины по разным мешочкам. Затем закройте глаза малышу, попросите, чтобы он нашел загаданные вами предметы.

Природа как один из элементов сенсорики

Не секрет, человек – это часть природы. С ее помощью ваше чадо может успешно вырасти, адаптироваться в окружающем мире. Старайтесь поощрять желания малыша бегать босым по травке, песку, только предварительно проверяйте, чтобы под ногами не было острых предметов.

Запомните, чем больше времени вы проводите на природе, тем больше малыш интересуется ей, привыкает к ее законам — это своеобразное закаливание. Человеку нужно познавать окружающею среду.

Сенсорное развитие предусматривает развить у дошкольника целостную картину восприятия мира. При этом малыш с самого детства должен запомнить, что нельзя обижать животных, портить растения – это частица природы.

Итак, чтобы воспитать гармонично развитую личность, нужно постоянно заниматься с малышом. Нельзя воспитание пускать на самотек. С этого ничего хорошего не получится. Постепенно ваше чадо должно получать определенные знания и умения, развивать свои навыки. Часто многие родители жалуются – у всех детей получается, а у моего нет. Всему свое время! Каждое дитя – индивидуальность со своими мыслительными процессами. У одного может быть развита зрительная память, а другого слуховая. Очень много разных психологических нюансов, которые родители должны учитывать. Если вы занимаетесь с малышом, все будет обязательно хорошо. Главное терпение, желание, стремление и усердная работа!



Метки:  | Автор:   ©
Дата публикации: 28.01.2017