Свободное воспитание ребенка: особенности, плюсы и минусы

Воспитание ребенка достаточно сложный процесс. Практически все мамы и папы не знают, что и как правильно делать. Интересной является методика свободного воспитания, которая дает возможность ребенку полностью наслаждаться своей свободой. Педагоги, разрабатывая эту теорию уверены, только с ее помощью ребенок будет по-настоящему независим и счастлив. Так он сможет легко накопить себе жизненный опыт.

Основные принципы

Теория развита философом Жан-Жаком Руссо. Он считал: настоящий педагог не должен что-то указывать ученику, необходимо обращать на его природные, индивидуальные особенности, потребности. Только так дитя будет радостным, счастливым, сможет удовлетворить все свои интересы. Во время наблюдения за миром ребенок получит необходимый опыт, знания.

Важно! Естественное и свободное воспитание формирует полноценную личность.

Когда ребенок постоянно контактирует с природой, формируется полноценная личность. Именно за счет этого у малыша развиваются способности, некоторые чувства. Особенно хорошо проживать рядом с природой – около озера, леса.

Ж. Руссо рекомендует: забыть за любые ограничения. Если ваше дитя будет слепо повиноваться воспитателю, постепенно будет разрушена его личность. По этой причине стоит отказаться от любых физических наказаний, при этом не забывать нести ответственность за то, что совершили.

Очень важно всегда помнить об индивидуальности малыша, его возможности, интересах. Если ребенок слаб, для него нужен наставник, который всегда защитит, поддержит.

Много внимания Руссо уделял физическому воспитанию. Именно за счет него можно усовершенствовать детский организм. Физическое воспитание должно присутствовать каждый день, а с духовным, умственным развитием можно немного подождать.

Возрастная периодизация (Ж. Руссо)

Первый период (рождение – 2 года)

В это время пора заняться физическим здоровьем малыша. Особенно положительно сказывается плаванье, зарядка.

Второй период (2 – 12 лет)

Лучшее время для распознавания ощущений, чувств. Ж. Руссо уверен: ребенок не может логически рассуждать, мыслить, но он накапливает силы, чтобы все выплеснуть в более зрелом возрасте.

Третий период (12 – 15 лет)

В это время активно развивается умственная сфера. За счет получения опыта, подросток может удовлетворить свои потребности, получить необходимые знания.

Четвертый период (15 лет – совершеннолетие)

Именно в это время развивается нравственность. Ж. Ж. Руссо этот период назвал «страстью, бурей». В это время родители, воспитатели должны внимательно относиться к интересам детей. Только он не должен замечать вашего влияние. Педагог советует все делать так, чтобы немного подталкивать подростка к решениям. Таким образом можно добиться естественного развития.

Особенности воспитания свободой Александра Нилла

Известный педагог считал: знания, учения должны быть на втором месте, главное учитывать личность, характер дитя. Педагог создал собственную школу в Великобритании – «Самерхилл». Идея заключается в том, что ребенок рождается мудрым, может сам познавать реальность. Поэтому не нужно ничего внушать детям, они смогут развиться сами.

Если у ребенка есть свобода, для него окружающая реальность интересна. А вот в обычной школе к познанию вызывают чувство отвращения. В школе «Самерхил» все детки сгруппированы не только по возрасту, но и по интересам. Они выбирают занятия, соответствующие их интересам. Ребенок не хочет учиться? Ему можно заниматься своими делами: играть с другими детками, которые тоже отдыхают.

Методика свободы – это жесткие требования к родителям и преподавателям. В случае авторитарного отношения к ребенку воспитатели наказываются.

Как насчет дисциплины? Многие не согласны с этим видом обучения, потому что отсутствует дисциплина, другие познавательные процессы. Конечно же, дитя отдаст предпочтению играм, отдыху. Александр Нилл не согласен с этим! Во время анализа опыта школы исследователи заметили: детям нравилось посещать уроки, развиваться. Тяжело было адаптироваться тем, кто переходил с обычной школы. Они говорили, что не будут ходить на занятия, отдавали предпочтение свободному времени, мешали остальным. Несмотря на это, через несколько месяцев адаптировались и учились.

Японская методика воспитания

В отличие от двух описанных выше методик, японская предусматривает отдельное воспитание для девочек и мальчиков. При этом обязательно нужно придерживаться возрастной последовательности:

  • До 5 лет вседозволенность, безграничность.
  • С 5-15 лет нужно повиноваться родителям.
  • После 15 лет происходит общение на равных.

Только девочек подготавливают к воспитанию детей, а вот мужчин к хозяйственным целям, умению зарабатывать деньги.

В Японии для маленьких деток специально создаются условия, чтобы можно было развить интерес к познанию, творческие навыки. В детский сад сдают дитя не ранее 3 лет, при этом в группу не по 30 человек, как у нас, а по 8 человек. Чтобы ребенок проходил определенный уровень социализации, группу специально переформировывают, постоянно меняют воспитателей. Так можно избежать привыкания.

Мальчикам после рождения нельзя находиться на кухне, они вообще не должны выполнять домашние дела. Их учат быть самураями, поддержкой семьи. К мальчикам после 5 лет больше требований:

  • Должны получить дополнительное образование.
  • Обязаны записаться в разные кружки.

Девочкам в Японии легче. Они должны научиться выполнять всю работу по дому, уметь хранить семейные ценности. Если мальчики посещают кружки, у девочек в это время встречи с подружками.

Важно! Несмотря на то, что японским малышам все разрешается, они знают, что такое дисциплина.

Итак, свободное воспитание означает полноценное, природное развитие детей. Родители не должны за него что-то делать, навязывать свое мнение, предпочтения, интересы, требовать невозможное. Но это не значит, что нужно безразлично относиться к своему чаду. Главное правильно поставить цели, выстроить границы, за которые ребенок не будет выходить, научить быть самоорганизованным.



Метки:  | Автор:   ©
Дата публикации: 30.01.2017